Блог детского центра «Квентин Дети»

Что должен уметь ребенок в 3 – 4 года

Начиная с трех лет, кроха считается дошкольником, возраст имеет определенные особенности в развитии. Малыш становится личностью, поэтому нередко родители могут заметить в поведении упрямство, попытки командовать или проявление ревности. Кроме изменений в психологическом плане, также меняется и физическое, интеллектуальное развитие. Ниже описаны изменения, которые происходят с ребенком в возрасте трех лет.


Речь и интеллект


В три – четыре года малыш умеет рассказывать в прошедших событиях, составлять простые фразы, описывающие происходящие или собственное желание, использует слова для получения новой информации об окружении. Также малыш может рассказать о сказке или мультфильме, опираясь на картинки, узнает себя на фотографии, умеет описывать изображенное на рисунке. К трем годам речь становится четче, малыш меняет падежи слов. Особенности интеллектуального развития:
  • малыш может назвать до 10 домашних животных, 5 видов птиц, рыб, насекомых, показывает их на картинках, называет основные отличия;
  • ребенок знает фрукты, овощи, ягоды, которые подаются к столу, продаются в магазине;
  • понимает отличия между основными материалами – деревом и камнем, стеклом и пластиком;
  • понимает различия между временами суток, года или сезонами, может их назвать, указать на происходящие природные явления;
  • показывает части тела, называет их самостоятельно или дублирует речь взрослого;
  • указывает на транспортные средства, называет наименования, в профессиях – может отличить до 5 различных профессий.

После трех лет накапливается определенная база знаний, которую малыш используют в повседневности. К данному периоду произошло основное знакомство с окружением, основными понятиями, поэтому чадо активно применяет полученную информацию в повседневной жизни.


Логика и творчество


Дошкольный возраст ознаменуется формированием творческих навыков, умением выражать эмоции при помощи подручных средств. Ребенок умеет рисовать карандашами, мелом или красками, делает аппликации, активно лепит из пластилина. Также малыш проявляет интерес к музыке, живописи, интересуется конструированием или вырезанием различных фигур из бумаги. Возможности детского логического мышления, математического развития:
  • может считать до десяти, называет основные цвета радуги;
  • сопоставляет названия геометрических фигур с изображением, определенной формой;
  • отличает понятия «низко – высоко», «много – мало», сравнивает несколько предметов по паре базовых признаков;
  • может найти основные отличия между похожими рисунками, указать на особенности;
  • умеет составлять пазлы в одно изображение, составить рисунок из фрагментов.

Начиная с трех лет родителям необходимо вырабатывать самостоятельность у малыша. Ребенок может выполнить определенную задачу без посторонней помощи, при возникновении сложностей – попытаться найти выход из ситуации.


Социально-коммуникативные навыки


В возрасте четырех лет дети умеют здороваться с взрослыми, другими малышами, хотят знакомиться сами или проявляют интерес к новым знакомствам, учатся обмениваться или делиться вещами. Основные навыки:
  1. Применяют фантазию в играх, участвуют в развлечениях с другими детьми.
  2. Называет свое имя, имена родителей, знают базовые принципы и правила поведения.
  3. Отвечают на вопросы быстро, формулируют собственные мысли или соображения.
  4. Могут описать увиденное, определить смысл непонятных словосочетаний.

При проверке умений малыша, родителям необходимо помнить об индивидуальности ребенка. Дети развиваются по-разному, поэтому не стоит переживать, если какой-либо из пунктов не совпадает с действительностью. Вне зависимости от ситуации, профессиональная частная помощь в образовании поможет решить любую проблему.